В Акмолинской области озвучили основные коррупционные риски в программах субсидирования и при получении удешевленного дизельного топлива для проведения посевных и уборочных работ, передает корреспондент агентства Kazinform.
По словам заместителя руководителя управления сельского хозяйства и земельных отношений региона Дулата Сердалі, камнем преткновения стала государственная информационная система субсидирования Gosagro.kz. Управлением неоднократно направлялись выявленные недоработки системы к разработчику — в Министерство сельского хозяйства, однако некоторые из выявленных проблемных вопросов до сих пор не устранены.
— Устранение выявленных коррупционных рисков возможно только при условии внесения изменений в правила субсидирования и доработки функционала информационной системы Gosagro.kz, — отметил Дулат Сердалі.
Контроль субсидируемой техники
Согласно действующим правилам, сельхозтоваропроизводитель имеет право подать заявку на технику и оборудование в течении трех лет с момента его приобретения. А также он обязуется не отчуждать технику в течение трех лет с момента подачи заявки. Однако в регионе есть факты отчуждения техники уже после получения субсидий.
— Данные факты проверить сотрудникам управления не представляется возможным, так как сельскохозяйственная техника регистрируется и снимается с регистрации в отделах сельского хозяйства районов и городов, — подчеркнул спикер.
К примеру, фермер приобрел трактор, зарегистрировал его в соответствующем отделе сельского хозяйства района и подал заявку на субсидирование в управление. После рассмотрения заявки и проверки техники сотрудник управления производит выплату субсидии. После чего «недобросовестный» сельхозтоваропроизводитель продает технику другому лицу, сняв ее с регистрации у соответствующего отдела сельского хозяйства. Но сотрудник самого управления не в курсе продажи субсидируемой техники и нарушения требований правил.
— На практике эти факты обнаруживаются правоохранительными органами, и приходится подавать исковые заявление в суд. В этой связи необходимо внести изменения в правила субсидирования о запрете отчуждения в течение трех лет субсидируемого объекта, — отметил Дулат Сердалі.
Проверка наличия техники и оборудования
По словам спикера, в действующих правилах инвестиционного субсидирования предусмотрен выезд и осмотр субсидируемых объектов сотрудником управления. В этом году по программе было просубсидировано более 600 заявок по 32 паспортам. Соответственно, сотрудник управления из-за загруженности просто не может своевременно осуществлять выезды для проверки. Тем самым нарушаются сроки и качество рассмотрения заявок.
— Кроме того, здесь имеется коррупционный риск, связанный с возможностью фиктивной проверки субсидируемого объекта специалистами районного или городского уровней. Необходимо внести изменения в действующие законодательства и закрепить в правилах осмотр субсидируемых объектов специалистами районного/городского отделов сельского хозяйства в течение трех рабочих дней со дня получения одобрения заявки от управления, — добавил спикер.
Оплата вне очереди
В системе Gosagro.kz отсутствует пакетная выгрузка платежей, то есть сотрудник управления вручную формирует платеж по каждой рассмотренной заявке, но в какой последовательности он это может сделать? То же самое и при осуществлении оплаты заявок.
К примеру, по плану финансирования в мае сумма освоения по программе составляет 100 млн тенге, в листе ожидания у сотрудника заявки по нескольким паспортам — и он может взять и оплатить заявку по паспорту вне зависимости от хронологии их подачи.
Насколько достоверны представленные сведения и документы?
У услугодателя по некоторым программам (переработка, пестициды, удобрения, семена, животноводство и др.) нет полномочий перепроверять представляемые данные сельхозтоваропроизводителем, то есть он просто может указать фиктивные счета-фактуры для получения незаконных субсидий.
— К примеру, был выявлен подобный факт по переработке молока. Судебный процесс завершился, но идет апелляция. Руководитель ТОО и поставщик молока были осуждены. Они в течение нескольких лет делали фиктивные счета-фактуры. Необходимо внести изменения в правила, в части создания рабочей группы с уполномоченными лицами для осуществления проверки предоставляемых сведений для субсидирования. Также необходимо ужесточить меру ответственности услугополучателей в случаях умышленного хищения субсидий, — отметил Дулат Сердалі.
Ограничений нет
В системе Gosagro.kz также нет ограничений в случае повторного получения объемов, удешевленного ГСМ для посевных и уборочных работ. В частности, система не уведомляет о повторной подаче заявки на получения ГСМ. Иными словами, есть необходимость доработать систему для уведомления сотрудника управления о повторной подаче заявки на получение ГСМ по ранее использованным кадастровым номерам полей.
Наличие и сохранность субсидируемого поголовья
Согласно пункту 25 действующих Правил субсидирования животноводства, районные отделы сельского хозяйства посредством ГИСС ежеквартально осуществляют мониторинг сохранности просубсидированного поголовья. В случае нарушения обязательств (продажа, убой скота) отделы сельского хозяйства направляют уведомление услугополучателю о возврате полученных субсидий, далее материалы направляются в управление сельского хозяйства области для принятия мер по возврату средств в судебном порядке.
— На практике отделы сельского хозяйства недобросовестно относятся к мониторингу сохранности просубсидированного поголовья, и, в связи с этим, выявляются нарушения сохранности субсидируемого поголовья. Так, по итогам проверки департамента внутреннего государственного аудита Акмолинской области установлены факты нарушении сохранности племенного и маточного поголовья КРС в нескольких хозяйствах региона, при полученных субсидиях в сумме 75,2 млн тенге. Это связано с тем, что на момент подачи заявки наличие поголовье скота подтверждалось регистрацией в базе ИСЖ, однако некоторые сотрудники ветеринарных станций при управлении ветеринарий области относятся к своим функциональным обязанностям не на должном уровне и указывают наличие поголовья скота в базе ИСЖ, хотя при проверке указанное поголовье скота по факту не подтверждается, — добавил Дулат Сердалі.
Было предложено внести изменения в правила субсидирования в части административной ответственности отделов сельского хозяйства районного уровня за неисполнение либо за ненадлежащее исполнение мониторинга сохранности субсидируемого скота, а также предусмотреть более жесткие меры ответственности вплоть до уголовной за неправомерную постановку на учет сельхозживотных руководителям ветеринарных станций.
По признанию спикера, все эти предложения были направлены управлением в Минсельхоз, однако до сих пор ответа из ведомства не последовало.