Сауле Кусаинова

Жители аула Рахимжана Кошкарбаева с ужасом ждут весну.

С таянием снега в село придет беда, связанная с кладбищем. Вот уже 12 лет на берегу, в воде и по всей местности вокруг люди находят человеческие останки. Они принадлежат предкам селян, вот уже два века на древнем захоронении покоятся сотни людей, память которых варварски разрушает время.

Наш подписчик Бахыт Кыргызбаева прислала тревожное сообщение в адрес агентства. Даже слушать ее историю страшно и невозможно поверить. Но реалии жизни и доказательства говорят, что это чистая правда.

Семидесятилетняя пенсионерка все эти годы обивает пороги, ожидая помощи. Инстанции пройдены разные, от партийных до силовых, но воз и ныне там.

— В 2012 году начали находить трупы, они падали в реку, а здесь проходит Нура, валялись на дорогах. Случилась эта история после того, как срубили зачем то деревья на берегу, собирались что -то строить развлекательное, но идея не удалась, а берег оголился, стал опадать и осыпаться. До сих пор каждое лето собираем мешками кости, то руку, то ногу, делаем захоронение. Такой плач при этом стоит, не передать, это же наш аруах валяется под ногами… обращаемся ко всем, приглашали журналистов, комиссии, акиматы, но дело тянется до сих пор. Каждый год по несколько метров кладбище «отдает» на растерзание. Нас ругают за обращения, некоторые чиновники, будь они не ладны, советуют сравнять могилы с землей и успокоиться. Два года назад аким области по телефону провел совещание с акимом района, но ничего не изменилось. Есть фирмы, которые могли бы помочь поднять берег и убрать проблему, но им не дают работать. Мой покойный муж говорил, что здесь есть бугор на кладбище, где хоронили больных чумой и оспой. Значит, если не поторопиться, может произойти заражение по воде Нуры.

Проблемой занималась и депутат областного маслихата Анар Аяпбергенова. Она направила обращение председателю Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента РК Едилю Жанбыршину.

Приведем его полностью.

«Прошу Вас рассмотреть вопрос по обращению гр. Кыргызбаевой Б.С., 01.01.1954 г.р., жительница с. Р. Кошкарбаева, Целиноградского района, Акмолинской области, проживает в указанном селе с 1973 года.

В этом селе расположено кладбище, где захоронено примерно 300-500 людей. Ранее территория кладбища была ограждена. Рядом с кладбищем протекает река Нура из – за того, что р. Нура омывает одну сторону кладбища, ограждения и строительные материалы надгробий снесены водой. Рядом с селом протекает водный канал «Нура-Есил». Для того, чтобы произвести захоронение останков людей, необходимо повернуть русло реки «Нуры», обозначить границы реки, засыпать песком и провести необходимые работы.

По словам сторожилов, данное кладбище является очень старым, там имеются захоронения людей в прошлом больных чумой, оспой. Их останки попадают в воду, тем самым есть вероятность того, что река Нура заражается.

По данной ситуации жители названного села неоднократно обращались в местный исполнительный орган, в акимат Акмолинской области, в департамент экологии по Акмолинской области, Премьер -Министру, в партию «Нур-Отан», в печатные издания. Однако, по сегодняшний день, этот вопрос остается нерешенным.

В связи с вышеизложенным прошу Вас, Едил Терекбайулы, оказать содействие в решение данного вопроса».

Пока результатов нет. Очередное письмо жительница села Рахимжана Кошкарбаева отправила в Акмолинский областной акимат в конце января. Ответ еще не получила.

…Поплывут ли старые кости по реке Нура и Есиль, покажет новая весна. Мы шагаем по могилам в Новый Казахстан?