Лес рубят, деньги летят?Познавательный брифинг прошел сегодня в Кокшетау.

6

Сегодня Асхат Оразхан , руководитель Антикоррупционной службы Акмолинской области, подробно рассказал журналистам о коррупционных рисках.
Сокращать информацию не стали. Много интересных фактов, которые касаются всех районов области.
Судя по докладу, рискуют своей карьерой многие службы. Что из этого вышло, в выступлении Асхата Оразхана.

Всего в текущем году Департаментом Антикоррупционной службы по Акмолинской области совместно с уполномоченными органами и общественниками региона проведен 1 внешний анализ и 3 антикормониторинга в социально значимых сферах наиболее подверженных коррупционным рискам.

По итогам в уполномоченные органы внесено более 20 рекомендаций и предложений по устранению выявленных коррупционных рисков.

В рамках карты коррупционных рисков проведен внешний анализ коррупционных рисков в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Анализом установлены риски, связанные
с несовершенством нормативно-правовой базы, неэффективным использованием бюджетных средств, недостаточной цифровизацией и автоматизацией процессов.

Остановлюсь на некоторых из них.

Первое. Риски нерационального использования бюджетных средств.

Так, за период 2021-2024 гг. Отделом ЖКХ г.Кокшетау заключено 613 договоров о госзакупках, из них 44% — способом из одного источника (в том числе по несостоявшимся закупкам).

Вместе с тем, договоры способом из одного источника,
в основном, заключались с одними и теми же поставщиками.

К примеру, за анализируемый период с РГП на ПХВ «Енбек» заключено 22 договора на сумму 739 млн тенге.
При этом Отделом допущены факты необоснованного заключения договоров госзакупок из одного источника
и несвоевременного обращения в суд с иском о признании поставщика недобросовестным участником госзакупок.

Кроме того, в ходе анализа установлен факт непринятия со стороны Отдела ЖКХ мер по удержанию неустойки за ненадлежащее исполнение РГП на ПХВ «Енбек» обязательств по договорам о госзакупках работ по текущему ремонту дворовых территорий на сумму 131,8 млн тенге.

Материалы направлены в ДВГА для проведения аудита (31 марта т.г. начался аудит).

По аналогичным фактам руководитель Отдела ЖКХ в 2021, 2022 и 2024 годах за необоснованное заключение договоров привлечен к адмответственности по 14 протоколам ДВГА на общую сумму порядка 2 млн тенге.

***

За 2021-2024 годы на работы по кронированию деревьев
в г. Кокшетау выделено 117,3 млн тенге. Здесь наблюдается динамика ежегодного увеличения суммы выделяемых бюджетных средств на данные работы.

Так, если в 2022 году на эти цели выделяли порядка
3 млн тенге, то в 2023 году уже 20 млн тенге, а на 2024 и 2025 годы выделено 190 млн тенге.

По результатам выборочного мониторинга работ
по кронированию деревьев с участием антикорволонтеров установлены факты оплаты за невыполненные работы (договор между Отделом ЖКХ г.Кокшетау и ТОО «Арлан-2004» на сумму 187,2 млн тенге).

По нашей инициативе ДВГА области проводится аудит, уже установлено, что порядка 500 деревьев фактически
не кронированы, на сегодня предварительный ущерб составляет 9,5 млн тенге (цена 1 дерева – 19 085 тг).

***

В рамках проведения мероприятий по ликвидации паводков (29.03.2024 г. в г.Кокшетау установлен режим ЧС) Отделом ЖКХ заключено 10 договоров способом из одного источника путем прямого заключения в бумажной форме.

Анализом установлено, что за счет бюджетных средств, выделенных на устранение ЧС, Отделом включены ремонтные работы на участках, не подвергшихся воздействию паводков.

Также, комиссия по визуальному обследованию улично-дорожной сети в рамках устранения последствий ЧС не была утверждена в установленном законодательством порядке, что позволило привлекать в качестве членов комиссии различных лиц, в том числе тех, с кем заключены договоры
о госзакупках.

(К примеру, в качестве члена комиссии принимал участие депутат Кокшетауского городского маслихата Туржанов Р.Э., который также является учредителем и руководителем ТОО «БУКА». С данным ТОО Отделом ЖКХ заключено 3 договора в рамках режима ЧС на общую сумму 412,5 млн тенге).

Более того, установлено, что Отделом ЖКХ
в рамках режима ЧС заключен договор о госзакупках (на сумму 10,2 млн тенге) с ТОО «ВIKА», которое состояло на тот период
в реестре недобросовестных участников госзакупок.

***

По нашему письму ДВГА проведен аудит в Отделе ЖКХ Кокшетау при организации эксплуатации сетей газификации
в результате установлен неправомерный допуск к участию
в конкурсе ТОО «Max Gas Company», внесено предписание
о расторжении договора.

Договор с ТОО расторгнут в июле 2024 года, однако далее Отдел ЖКХ заключил с ТОО меморандум о взаимном сотрудничестве на техобслуживание ГРУ.

Заключение меморандума является неправомерным, поскольку такие правоотношения регулируются законодательством о госзакупках и госимуществе,
и потенциальный поставщик услуг должен определяться
в конкурентной среде. Отделом ЖКХ данный меморандум расторгнут и проведен конкурс госзакупок.

Сейчас по факту нарушения конкуренции уполномоченным органом Департаментом Агентства по защите и развитию конкуренции области проводится расследование.

***

Второе. Риски формального внедрения информационной системы мониторинга зеленых насаждений «Е-дендра».

Отделом ЖКХ г.Кокшетау в январе прошлого года заключен с ТОО «ITS-PVL» договор услуг по интеграции информационной системы «Е-дендра» на сумму 54 млн тенге (способ закупки – из одного источника путем прямого заключения договора).

Анализом установлено, что система не отображает все актуальные данные зеленых насаждений, обучение специалистов пользованию программой проведено формальным образом, а также полная отчетная информация по оказанию услуги отсутствовала.

На сегодня оплата по договору произведена в полном объеме, однако система простаивает и не функционирует
в полной мере.

Также установлено, что согласно договору,
срок гарантии качества на оказываемые услуги по интеграции системы предусматривался лишь на 1 год. После рекомендации Департамента срок данной гарантии увеличен до 5 лет.

В настоящее время отдел ЖКХ обеспечивает заполнение сведений о зеленых насаждениях и доступ населения к этой информации.

***

Третье. Риски при строительстве и эксплуатации объектов водо-, газо- и электроснабжения.

Акиматом области по согласованию с Департаментом разработана и утверждена Дорожная карта по завершению проблемных объектов строительства инфраструктуры региона.

В Карту включены 26 объектов водоснабжения,
3 объекта газоснабжения и 2 объекта электроснабжения, строительство которых критически затянулось.

В разрезе регионов наибольшее число таких объектов в Целиноградском (8) и Бурабайском (7) районах.

По 2 объекта приходится на г.Косшы, Буландынский, Есильский, Ерейментауский районы и район Биржан сал,
по 1 объекту – на Аккольский, Астраханский, Жаркаинский, Зерендинский, Аршалынский и Шортандинский районы.

По каждому объекту определен текущий статус, необходимые работы и сроки завершения строительства.

        Мы должны общими усилиями успешно завершить строительство и ремонт всех объектов, обеспечив граждан социальным благополучием.

Хочу подчеркнуть, все сказанное касается работы, направленной на превенцию коррупционных рисков
и правонарушений.

Но в случае наличия уголовной составляющей мы будем вынуждены принимать соответствующие меры.

Такие примеры в регионе уже имеются.

20 февраля т.г. вступило в силу решение суда
в отношении руководителя ЖКХ Аккольского района Ворсина.

По результатам проведенного досудебного расследования он признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями по ст.361 ч.4 п.3 УК,
за подписание фиктивных актов выполненных работ. Назначено наказание в виде ограничения свободы 3 лет 6 месяцев с пожизненным запретом занимать должности на госслужбе и в квазигоссекторе.

***

Департамент уже два года успешно реализует проект «Бизнеске жол». Результаты этой работы не раз доводились общественности.

Хочу еще раз напомнить, что в рамках проекта обеспечиваем защиту прав предпринимателей через устранение административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса. Уделяется внимание системным проблемам в данной сфере. Активно сотрудничаем
с Палатой «Атамекен», органами прокуратуры, акиматом области.    

В 1 квартале текущего годазащищены права
13 предпринимателей, на сумму более чем 112,7 млн тенге.

К примеру, в Департамент обратились субъекты предпринимательства, оказывающие услуги питания
в 5-ти школах Ерейментауского района.

Изучением данного вопроса установлено, что согласно требованиям Правил организации питания (Приказ Министра образования и науки от 31 октября 2018 г. №598) в случае отсутствия нарушений со стороны поставщика договор продлевается дважды. 

При этом, в противоречие действующих Правил Заказчик  отказывал в продлении договоров с поставщиками.

По итогам реагирования Департамента права предпринимателей восстановлены, договоры продлены еще на один финансовый год. 

***

23 января т.г. решением Специализированного суда
по административным правонарушениям г.Кокшетау по факту незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность по ст.173 КоАП привлечен бывший руководитель Управления государственных доходов
по г.Кокшетау (Алимов).

Установлен факт внесения по результатам камерального контроля в адрес ТОО решения о признании неисполненным уведомления об устранении нарушений с высокой степенью риска. Которое в последующем решением СМАС Акмолинской области было признано незаконным и отменено.

За вмешательство в предпринимательскую деятельность судом наложен штраф 70 МРП (275 240 тенге).

Кроме этого, Департаментом составлен административный протокол в отношении  руководителя отдела образования Аккольского района Ашимова К.К.  
по ст.680 КоАП.

По факту непринятия руководителями государственных органов мер по противодействию коррупции, выразившееся
в подписании 10 договоров о госзакупках со своим свойственником.

18 марта т.г. судом наложен адмштраф 70 МРП
(275 240 тенге).

Совершение административного коррупционного правонарушения является основанием для прекращения госслужбы в соответствии со ст.61 Закона
«О государственной службе».

После вступления решения суда в законную силу будет рассмотрен вопрос прекращения госслужбы Ашимовым.

***

В целях исключения нерационального использования бюджетных средств Департаментом проводится мониторинг госзакупок на предмет завышения цен.

При установлении таких случаев госорганам и субъектам квазигоссектора направляются рекомендации, после которых планы госзакупок корректируются.

Всего по нашим рекомендациям с начала года сэкономлено порядка 270 млн тенге на стадии планирования госзакупок.

К примеру, Отделом ЖКХ города Степногорск планировалось закупить работы по нанесению дорожной разметки более чем на  200 млн тенге. 

Однако Департаментом установлено, что в прошлом году госорганом проводилась аналогичная закупка на сумму 31 млн тенге.

В этом году, несмотря на то, что закупка рассчитана сразу на 3 года и при незначительном увеличении объема работ, цена завышена в разы. 

После наших рекомендаций заказчик отменил закупку.

***

Значимую роль в превенции коррупции и обеспечении «Закона и порядка» занимает правовая пропаганда.  Граждане должны знать свои права и механизмы противодействия коррупции.

В этих целях Департаментом с прошлого года реализуется проект: «Мобильная антикоррупционная группа».

В рамках проекта в первом квартале проведено
3 встречи и оказана помощь 57 гражданам.

На все интересующиеся вопросы граждан даны разъяснения согласно действующего законодательства.

Наряду с этим, Департаментом проводится активная работа по формированию нетерпимости коррупции
в обществе и вовлечению граждан в противодействие коррупции.

В рамках проекта «Антикоррупционное волонтерство» имеются успешные кейсы волонтеров региона.

К примеру, антикорволонтером Вингертер установлено, что по договору по услугам организации защиты окружающей среды между Управлением природных ресурсов
и регулированием природопользования Акмолинской области и одним из ТОО не выполнены обязательства.

Срок договора истек 30 ноября 2022 г. Однако, поставщик по условиям договора не разработал целевые показатели качества окружающей среды Акмолинской области.

По обращению волонтера госорганом инициирован иск
в суд о возврате поставщиком суммы, полученной
за невыполненные работы.

Решением суда с ТОО в доход государства взыскано 34,8 млн тенге (в апелляции).

***

Пользуясь сегодняшней площадкой, хочу привлечь гражданское общество к активному участию
в противодействии коррупции и реализации верховенства права в обществе. 

В следующем месяце нами планируется проведение внешнего анализа коррупционных рисков в Управлении природных ресурсов и регулированием природопользования области.

Если вы владеете информацией о коррупционных рисках или имеются предложения по совершенствованию процессов в данной сфере просим направлять их в Департамент.