Фото: Управление образования Акмолинской

13 ноября 2024 года в селе Караоткель Целиноградского района Акмолинской области прошла презентация в рамках инициативы «Baquatty Audan», направленной на улучшение доступа к качественному образованию. Пилотный проект организован консорциумом фондов ESEN Foundation, ANSA и BAQ под эгидой партии AMANAT при поддержке Акима Акмолинской области.

Основная цель инициативы – обеспечить каждому жителю Казахстана, независимо от места проживания, доступ к качественному образованию, здравоохранению и равным возможностям. Пилот инициативы проходит в Целиноградском районе.

В районе действуют 48 школ, из которых 6 построены в этом году. В декабре запланирован ввод в эксплуатацию еще одной школы. Сегодня в этих школах обучается более 20 тысяч детей. Несмотря на улучшение инфраструктуры, существует отставание школьников района по уровню функциональной грамотности. Чтобы сократить разрыв между сельскими и городскими школами, инициатива призвана обеспечить доступ к качественному образованию для сельских детей уже сейчас.

Камила Башарова, руководитель проектов по образованию ESEN Foundation, отметила: «Наша задача – способствовать развитию человеческого капитала в регионе, предоставив доступ к передовым образовательным практикам и ресурсам сразу для всех  школ района. Проблема существенного разрыва между между сельскими и городскими школами Казахстана на протяжении нескольких лет поднимаются регулярно, но, увы, проблема эта по-прежнему остается болезненной и актуальной. Поэтому  при проектировании  мы приглашаем ведущих ученых, методистов, практиков, организации, разделяющие ценность и понимающие необходимость обеспечивать доступ сельских детей к качественному образованию “здесь и сейчас”, а не потом когда-нибудь,  чтобы уже сегодня сельские школьники  имели возможность обучаться и развиваться так, чтобы быть успешными и конкурентоспособными в будущем. Мы стараемся  выработать и апробировать  новые подходы и прагматичные решения, которые, в случае успешной реализации,  способны стать социальной инновацией, социальной  франшизой для дальнейшего распространения».

Образовательные проекты ориентированы на развитие компетенций руководителей, педагогов и учеников:

  1. Развитие профессиональных и личностных компетенций у руководителей и педагогов школ. В нем участвуют управленческие команды сельских школ — 30 директоров и 60 их заместителей, которые будут внедрять новые методы управления и планирования в свою практику. Помимо улучшения качества образования, проект формирует кадровый резерв для дальнейшего развития образовательной системы района. Партнер проекта — Центр педагогического мастерства Назарбаев Интеллектуальных Школ.

Заместитель директора Центра педагогического мастерства Толкын Айдосова: «В рамках проекта проводятся исследования профессиональных потребностей педагогов региона, обучение 90 руководителей и 500 учителей-предметников, курсы по развитию функциональной грамотности школьников, а также тематические семинары, вебинары и, что особенно важно, организуется пост-курсовое сопровождение участников».

  1. Сельская педагогическая академия создается для поддержки устойчивых и качественных изменений в системе образования через формирование профессионального сообщества учителей и руководителей, готового к совместному и взаимному обучению и развитию, где соблюдается принцип РАВНЫЙ-РАВНОМУ. Научно-методическое сопровождение проекта осуществляет Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина, а менторами выступают ведущие директора и педагоги-практики со всей страны.

Куралай Байтажикова, ментор проекта «Сельская педакадемия», подчеркнула: «Если директор школы предъявляет высокие требования и стандарты к себе, то шансы, что стандарты не останутся  просто декларацией, а станут выполняться на практике, занчительно возрастают: успех школы — не случайность. Это результат высоких стандартов, задаваемых лидером».

Отметим, что в проектах участвуют 1000 педагогов из всех 48 школ района, что предоставляет каждой сельской школе и каждому педагогическому коллективу возможность создать атмосферу самообучающейся организации.

  1. В школах сел Кызылжар и Талапкер запускается пилотный проект Центра дополнительного образования на селе «5SANDYQ», где дети смогут заниматься в кружках и секциях творческой, спортивной, естественно-научной, технической и цифровой направленности. Уже в 2024 году более 1000 детей получат возможность для дополнительного образования, развития своих таланты, способностей и навыков. К 2026 году планируется охватить до 20 тысяч школьников.

Габит Бекахметов, партнер проекта по развитию дополнительного образования на селе «5 SANDYQ»: «Развивая компетенции в геномике, в искусственном интеллекте, мы надеемся вдохновить сельских школьников на смелые открытия и увлекательное будущее, в построении которого они смогут стать полноправными участниками».

Представители ESEN Foundation отметили, что в районе также планируется проведение ряда конкурсов, турниров и состязаний, в которых смогут принять участие не только дети и учителя, но и родители, а также другие жители сельских общин.

Справочно:

Инициатива «Baquatty Audan» нацелена на системное и устойчивое повышение качества жизни в сельской местности с возможностью распространения успешных решений на другие регионы. Пилотный запуск проводится в Целиноградском районе с учетом выявленных местных потребностей. Инициатива включает портфели проектов в области образования, здравоохранения и инклюзии.

В сфере здравоохранения планируется запуск программы «Білімді Маман» для повышения квалификации медицинских работников, а также развитие телемедицины и мобильных медцентров для оказания помощи 50 тысячам сельчан.

В рамках проекта по инклюзии создаются специализированные кабинеты для детей с особыми потребностями и готовятся квалифицированные специалисты, чтобы обеспечить доступ к обучению для всех. Сейчас открыты 4 кабинета поддержки инклюзии в школах сел Кызылжар, Оразак, Караменды Батыр и Ыбырая Алтынсарина.