В Агентстве по финансовому развитию подготовили поправки по системе бонус-малус обязательного автострахования, передает LS.
Согласно документу, данную систему предлагают расширить с 15 текущих классов до 18.
Например, финрегулятор намерен ввести новый класс – «А», который предназначен для лиц, впервые заключающих договор обязательного автострахования. Данная практика применяется в Германии и Бельгии.
Также в агентстве хотят снизить коэффициент, применяемый для временно въезжающих транспортных средств – с 1 до 0,5. Это обусловлено низкой убыточностью группы (в среднем 15-20%) и тем, что данная тенденция сохраняется годами.
Кроме того, планируется снизить класс водителей до самого низкого при ДТП, которое повлекло гибель или установление инвалидности потерпевшему. В этом случае при следующем заключении договора обязательного автострахования его стоимость будет высокой.
Повысить коэффициент предлагается и для транспортных средств, зарегистрированных на юрлиц, которые имеют неограниченное количество водителей: с 1 до 1,55.
«Ответственность таких лиц страхуется в рамках юрлиц, и это несет больший риск совершения ДТП», – уточняется в документе.
А для категории лиц, предоставляющих услуги аренды легковых авто и каршеринга, хотят применить коэффициент, соответствующий классу «А» – 1,80.
Изменения могут коснуться и порядка применения системы бонус-малус для европротокола, который заработал с 1 января 2024 года. В частности, финрегулятор хочет снизить класс по системе на один ниже, чем для стандартных случаев. Напомним, что данная схема предполагает небольшие аварии, где сумма ущерба не превышает 100 МРП (369,2 тыс. тенге).
Также в АРРФР хотят учитывать тяжесть причиненного вреда при ДТП, а не только их частоту, как в текущей системе.
«Согласно закону об ОГПО ВТС, стоимость автострахования в регионах страны разная. На практике их владельцы приобретают защиту в одном регионе за меньшую стоимость, при этом эксплуатируют транспорт в другом регионе, с высокой вероятностью совершения ДТП и стоимостью автостраховки. Учитывая разную вероятность совершения аварий в разных областях страны с учетом плотности автомашин предлагается применять дополнительно снижение классов бонус-малус для таких случаев», – отмечается в проекте постановления.
Вместе с тем финрегулятор намерен учитывать нарушения правил дорожного движения, влекущие ответственность водителей по Кодексу об административных правонарушениях. Схожая практика применяется в США.
По опыту Австрии, Франции и Швеции страховым компаниям предлагается предоставить возможность применять собственные коэффициенты для клиентов, которые долгое время находятся в более безрисковом классе системы бонус-малус, в целях их стимулирования для дальнейшей безопасной езды.
«Допускается применение финорганизацией низкого коэффициента, чем предусмотрено приложением к правилам, в отношении физлица, находящегося в 13-ом классе непрерывно более пяти лет. При этом применяемый страховщиком коэффициент не может быть равен нулю», – резюмировали в агентстве.
Публичное обсуждение поправок продлится до 4 ноября текущего года.
Источник: lsm.kz