В Казахстане хотят избавиться от некоторых посредников на рынке электричества. При этом в правительстве рассматривают вопрос изменения работы энергоснабжающих организаций (ЭСО). В том числе предлагается их объединение с региональными электросетевыми компаниями (РЭК). LS выяснил, какие позиции у профильных госорганов.
В министерстве национальной экономики высказались о целесообразности объединения ЭСО и РЭКов. В то же время, по информации ведомства, данная инициатива находится на рассмотрении и не является окончательной.
Аргументируя в пользу данных изменений, в министерстве напомнили, что после внедрения механизма единого закупщика электроэнергии для оптовых потребителей был сформирован средневзвешенный тариф. В связи с этим ЭСО не могут приобретать услугу напрямую у энергопроизводящих организаций (ЭПО), что нивелирует конкурентные условия и целесообразность их дальнейшей работы.
«Сегодня ЭСО выполняет исключительно функции биллинговой компании: выставляет счета абонентам, обрабатывает платежи и обеспечивает сбор средств за потребленную электроэнергию. При этом вся передающая инфраструктура до конечного потребителя, технический персонал, аварийная и диспетчерская службы принадлежат РЭКам. Также контрольные меры за потреблением, съем показаний приборов учета, а также их пломбировку осуществляют РЭКи», – высказались в МНЭ.
Кроме того, по информации ведомства, все действующие региональные электросетевые компании являются субъектами естественных монополий, чьи услуги регулируются соответствующим законом. В результате выстраиваются стабильные тарифы.
По мнению министерства, наличие на рынке 24% регулируемых и 76% нерегулируемых ЭСО создает неконкурентные условия и не позволяет решить системную проблему кросс-субсидирования (тарифы для трех разных категорий потребителей света).
В связи с этим в МНЭ считают, что данные организации фактически являются непродуктивными посредниками. Из-за этого рассматривается вопрос целесообразности их объединения с РЭКами.
Тем не менее, как отметили в Миннацэкономики, альтернативой объединению может стать госрегулирование всех ЭСО без исключения. Данный вариант также рассматривается в правительстве.
Однако передача функций энергоснабжающих организаций РЭКам может иметь негативные последствия, высказали опасения в министерстве энергетики.
В том числе могут возникнуть кассовые разрывы на период перехода потребителей от одной организации к другой. Из-за этого появятся задолженности перед единым закупщиком. Также из-за несовершенства регуляторной политики затраты на инвестиционные программы могут пойти на покупку электроэнергии для снабжения потребителей. Помимо этого, возникнет неопределенность в передаче функций многочисленных ЭСО. В итоге затянется процесс отмены дифференциации тарифов на свет по группам потребителей.
В ведомстве добавили, что проблемы отрасли связаны с изначально неравными условиями между регулируемыми и нерегулируемыми энергоснабжающими организациями: у первых была фиксированная стоимость, у вторых отсутствовал контроль.
При этом, как заверили в Минэнерго, в случае принятия данных поправок будет проработан механизм для безболезненного перехода населения и электроэнергетической отрасли к объединенным организациям. В том числе будет учитываться сложившаяся ситуация на розничном рынке. В ведомстве добавили, что окончательное решение примет парламент.
В пользу сохранения ЭСО высказались в Агентстве по защите и развитию конкуренциии, напомнив, что инициатива по упразднению ЭСО принадлежит депутатам мажилиса.
АЗРК же совместно с Минэнерго и Миннацэкономики направило в администрацию президента консолидированную позицию о сохранении данных организаций, введении ценового регулирования субъектов розничной реализации данной услуги и принятии мер по рассмотрению депутатами соответствующих поправок.
По мнению агентства, необходимо сохранить конкурентную модель энергорынка, которая базируется на разделении монопольных (передача) и конкурентных (снабжение, производство) услуг. Устранить недобросовестных посредников, по предложению АЗРК, можно за счет ввода ценового регулирования всех ЭСО. Это позволит исключить высокую маржинальность недобросовестных компаний, а также обеспечить поэтапное снижение уровня дифференциации цен. Помимо этого, данный вариант способен сохранить энергоснабжающие организации.
Иначе упразднение данных организаций и передача их функций РЭКам, как отметили в госоргане, приведет к увеличению монополизации услуг. Также из-за недостатков тарифного регулирования естественных монополий и применения затратной методологии вырастут расходы при оказании услуг, увеличатся теневые обороты, такие как вывод средств через подряд в условиях нулевой чистой прибыли. В результате возрастут коррупционные риски, снизятся частные инвестиции и продолжится недофинансирование сектора регулируемых услуг.
В АЗРК признали, что введение единого закупщика нивелировало часть преимуществ института розничного рынка снабжения. Например, юридические лица не могут выбирать наиболее выгодные предложения через ЭСО. Планировалось, что после отмены дифференцированных тарифов такая возможность появится и у физических лиц.
Однако, как объяснили в ведомстве, механизм единого закупщика ввели из-за дефицита света. Поэтому после того, как проблема нехватки электроэнергии в стране будет решена, АЗРК предложит вернуться к конкурентной модели энергорынка, подразумевающей прямой доступ ЭСО и крупных потребителей к ресурсу.
Источник: lsm.kz